Магия и Жизнь
Сегодня были
Облако тегов
Время
Календарь
Лунный календарь
Фазы Луны на RedDay.ru (Нижний Новгород)
Цитаты
Памятка
Последние темы
  • Оморочки
    12.02.2021, 15:57, Миранда
  • Ленивые вареники с манкой
    03.04.2020, 21:23, Ludo
  • Овощное рагу с капустой
    24.12.2019, 19:05, Ludo
  • Картофельная запеканка с сыром и луком
    20.08.2019, 10:09, llimdonamafide
  • В поисках счастья и любви: святые места России
    19.08.2019, 09:08, Evazoe
  • На пшено
    16.08.2019, 07:37, enikolayenkov
  • 5 рецептов чизкейка
    07.08.2019, 11:35, Qotyaa
  • Рецепт "Тефтельки американские"
    15.07.2019, 13:31, maynebrock
  • При проверке
    16.06.2019, 20:52, Catrin
  • От злого начальника
    16.06.2019, 20:49, Catrin
  • Определение негатива на человеке
    05.05.2017, 11:29, Catrin
  • Запасной выход
    04.03.2017, 22:11, Catrin
  • Тотальное уничтожение всех видов защит
    04.03.2017, 21:58, Catrin
  • Расклады на Таро. Как правильно задать вопрос?
    03.02.2017, 13:34, Catrin
  • Три рассорки и скандал
    15.12.2016, 16:44, Catrin
  • Сильная молитва от зла, порчи, врагов
    25.08.2016, 12:36, Catrin
  • Став "Разгон" Денежные премии!!!
    23.05.2016, 23:43, Catrin
  • Пусть деньги...
    23.05.2016, 23:41, Catrin
  • Keshtiran (Излом)
    23.05.2016, 23:31, Catrin
  • SKRÆDA (волшебная палочка)
    23.05.2016, 23:28, Catrin
  • Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика поисковое продвижение сайта водяной теплый пол
     Поминовение усопших - Форум
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум » Светлая магия » Церковь, иконы, правила » Церковные правила » Поминовение усопших
    Поминовение усопших
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 12:55 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УМЕРШИХ

    Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).

    Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.

    Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14—15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).

    На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.

    ДРЕВНОСТЬ ОБРЯДА ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

    Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38—46; 12, 45).

    В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

    В древних литургиях (Иакова и Марка), дошедших до нас, встречаются молитвы и за усопших. С особенной ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления апостольские. Здесь мы находим как молитвы за усопших при совершении Евхаристии, так и указания на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой и годовой в том же значении, какое усвояет им Церковь в настоящее время. Отцы и учители Церкви последующего времени (Тертуллиан, свв. Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Григорий Богослов, Августин, Иоанн Дамаскин и др.), изъясняя смысл поминовения усопших и указывая, что истинный смысл его состоит в молитвах, совершении бескровной Жертвы и милостыне, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление и что оно соблюдается во всей Церкви. [1]
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 12:56 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    ПОМИНОВЕНИЕ НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ

    Для поминовения НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Лев. 12 гл.; Чис. 14, 31—34; ср. Мф. 4, 2).

    Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни:

    третий — в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием — смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение;

    девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским;

    двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших;

    сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом (1 Сол. 4, 17).

    Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

    В Православной Церкви существует в обычае в течение сорока дней после смерти поминать усопшего за литургией (так наз. «сорокоуст»), — поминать на проскомидии и пред освященными Святыми Дарами, по вере Церкви о великой пользе молитвы о нем при принесении бескровной Жертвы (см. молитву в конце литургии: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих»).[2]

    Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 12:56 | Сообщение # 3
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    ПАНИХИДА

    Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas — весь, nis — ночь, ado — пою; другое греч. слово pannihis — всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней.

    В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

    Великая панихида, или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон.[3]

    Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, день рождения, тезоименитства и др.).[4]

    Заупокойные литургии и панихиды, как и погребение, не совершаются в храме в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров — во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59; 169 пр. Номоканона при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен.[5]

    На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 12:57 | Сообщение # 4
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    Чин обычной панихиды следующий:

    После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо Бог Господь — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости».[6]

    После тропарей на панихиде (а на парастасе — после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».

    Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон на глас 6-й «Яко по суху пешешествовав Израиль» или 8-го гласа — «Воду прошед». Вместо чтения тропарей на каждую песнь поется припев священнослужителями и повторяется хором: «Упокой (или: Покой), Господи, души усопших раб Твоих», затем: «Слава» (священнослужители) и «И ныне» (хор).[7]

    Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й — кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».

    После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».

    Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 12:58 | Сообщение # 5
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ, ИЛИ ВСЕЛЕНСКИЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

    Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.

    Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного Суда Христова, Церковь, в виду этого Суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братьям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которою мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие после своей смерти. В Боге — все живые. И если окинуть оком все века и то, сколько жило людей и сколько среди них было верующих во Христа и умерших с верой и надеждой на милость Божию, то мы увидим, что умершие составляют большую часть Церкви, чем мы, ныне живущие. Общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего единства с ними, и вместе с тем общего всех единства о Господе в Церкви Христовой.

    Троицкая родительская суббота. Поминовение всех умерших христиан установлено в субботу пред Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения людей, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником вечного блаженства, так как «Святым Духом всяка душа живится». Поэтому накануне праздника Церковь всю субботу посвящает поминовению усопших и молитве о них. Святитель Василий Великий, оставивший умилительные молитвы, читаемые на вечерне в день Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

    Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Святой Четыредесятницы.

    Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.

    Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 12:58 | Сообщение # 6
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

    Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа — Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.

    Радоница — это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.

    Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, — разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).

    Дни поминовения православных воинов, «за веру и Отечество во брани живот свой положивших». Поминовение воинов, убиенных за Отечество, совершается: 29 августа и в Димитриевскую субботу.[8]

    29 августа — праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.

    Поминовение убиенных воинов совершается в этот день по самой связи с воспоминаемым в этот день событием. Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Небесного Отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад — воинов, которые подвизались за истину и добро, и жизнь свою положили за свое Отечество. (Поминовение установлено в 1769 г. во время войны с Турцией и Польшей.) Особой заупокойной службы в Уставе не указано. Обычно после литургии совершается панихида.

    Димитриевская суббота — пред 26 днем октября — также поминаются воины, на поле брани убиенные, и другие умершие. Суббота названа так от воспоминаемого после нее дня памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (1380 г. 8 сентября) поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших. Служба в Димитриевскую субботу совершается по чину мясопустной субботы. Но, в отличие от мясопустной субботы, в Димитриевскую субботу Церковный Устав не отменяет службы рядовому святому.

    Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона — «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», — они же и на вечерне. После 16-й кафизмы — Непорочны и проч., — как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни — заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)

    В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 12:59 | Сообщение # 7
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    «Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся»

    Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).

    После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.

    Непорочны разделяются на 2 статии.

    Первая статия: «Блажени непорочнии в путь». 

    Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

    После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».

    Вторая статия: «Твой есмь аз, спаси мя».

    Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).

    Сразу после этого поются тропари по непорочных:

    «Благословен еси, Господи…

    Святых лик обрете источник жизни…».

    После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).

    Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».

    По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».

    По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».

    После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».

    По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».

    Хор: «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».

    После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.

    Далее последование подобно, как в обычной панихиде.
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 12:59 | Сообщение # 8
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    Чин панихиды на Пасхальной седмице и в Радоницу (на кладбище и в храме)

    Диакон: Благослови, владыко.

    Священник: Благословен Бог наш:

    Хор: Аминь.

    Священник и диакон: Христос воскресе: (трижды).

    Хор: Христос воскресе: (трижды).

    Священник: 1-й стих. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. (Совершается полное каждение храма; если же на кладбище, — то ближайших могил.)

    Хор: Христос воскресе: (1 раз).

    Священник: 2-й стих. Яко исчезает дым, да исчезнут.

    Хор: Христос воскресе: (1 раз).

    Священник: 3-й стих. Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

    Хор: Христос воскресе: (1 раз).

    Священник: 4-й стих. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

    Хор: Христос воскресе: (1 раз).

    Священник: Слава:

    Хор: Христос воскресе: (1 раз).

    Священник: И ныне:

    Хор: Христос воскресе: (1 раз).

    Священник: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.

    Хор: И сущим во гробех живот даровав.

    Диакон: Миром Господу помолимся (и прочие прошения, см. обычную панихиду).

    Хор: Господи, помилуй.

    Хор (после возгласа): ирмосы пасхального канона. Ирмос 1-й песни: Воскресения день…

    Священник и диакон (припев): Христос воскресе из мертвых.

    Хор (повторяет припев): Христос воскресе из мертвых.

    Священник и диакон: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.

    Хор (повторяет припев): Упокой, Господи:

    Священник и диакон: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

    Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Хор: ирмос 3-й песни. Приидите, пиво пием новое:

    Священник и диакон повторяют те же припевы, что и после 1-го ирмоса.

    Хор: ирмос 4-й песни. На божественней стражи:

    Священник и диакон: припевы (см. выше).

    Хор: припевы.

    Хор: ирмос 5-й песни. Утренюем утренюю глубоку:

    Священник и диакон: припевы.

    Хор: припевы.

    Хор: ирмос 6-й песни. Снизшел еси в преисподняя земли:

    Диакон — малая заупокойная ектения (см. обычную панихиду).

    Хор: Господи, помилуй.

    Хор (после возгласа): Со святыми упокой: и кондак Пасхи, гл. 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне:

    Хор: ирмос 7-й песни. Отроки от пещи избавивый:

    Священник и диакон: припевы.

    Хор: припевы.

    Хор: ирмос 8-й песни. Сей нареченный и святый день:

    Священник и диакон: припевы.

    Хор: припевы.

    Хор: ирмос 9-й песни. Светися, светися, новый Иерусалиме. 

    Диакон: Паки и паки (заупокойная малая ектения).

    Хор: Господи, помилуй (см. выше).
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 13:00 | Сообщение # 9
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    Хор (ексапостиларий): Плотию уснув, яко мертв:

    Также стихиры Пасхи со стихами.

    Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

    Пасха священная нам днесь показася:

    Яко исчезает дым, да исчезнут.

    Приидите от видения, жены благовестницы:

    Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

    Мироносицы жены:

    Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

    Пасха красная:

    Слава и ныне: Воскресения день:

    Хор (тропари, гл. 4):

    Со духи праведных скончавшихся:

    В покоищи Твоем, Господи:

    Слава. Ты еси Бог, сошедый во ад:

    И ныне. Едина Чистая и непорочная Дево: (см. обычную панихиду).

    Диакон: Помилуй нас, Боже: и прочее последование (см. обычную панихиду).

    Хор: Господи, помилуй (трижды) и проч.

    Диакон (после возгласа): Премудрость.

    Хор: Христос воскресе (трижды).

    Священник (отпуст со крестом): Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый[9], истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых Своих, души от нас преставльшихся раб Своих (имена) в селениих святых вселит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

    Хор: Аминь.

    Священник, осеняя верующих крестом, говорит: Христос воскресе (трижды).

    Священник, — если на кладбище, то после осенения крестом предстоящих осеняет еще трижды могилы, говоря: Христос воскресе (трижды).

    Диакон: Во блаженном успении вечный покой (см. обычную панихиду).

    Хор: Вечная память (трижды), и поют тропарь Пасхи трижды, после чего:

    И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению.

    Священник при окончании панихиды дает верующим крест для лобзания.

    Примечание о совершении панихиды в Радоницу на кладбище (на могилах).

    Перед началом общей панихиды совершается крестный ход вокруг кладбища (внутри ограды) с пением пасхального канона и стихир Пасхи (священник с кадилом, крестом и трисвечником в руках). — Припевы на каноне поют священнослужители, и хор повторяет.

    После этого совершается общая панихида на приготовленном месте по написанному выше уставу.

    У приготовленного места, придя с крестным ходом, священник и диакон становятся лицом к востоку (если на могиле, то лицом ко кресту). Впереди них крест, с боков креста — хоругви.

    Пред началом панихиды уместно сказать проповедь.

    На панихиде при пении «Вечная память» иногда ударяют продолжительно в погребальный трезвон.
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 13:00 | Сообщение # 10
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    Лития об усопших

    Вообще лития совершается:

    на дому перед выносом усопшего в церковь;

    после опускания усопшего в могилу;

    на дому по возвращении после погребения и

    по потребности на литургиях после заамвонной молитвы, а также в храме после отпуста вечерни, утрени и 1-го часа (Типикон, глава 9).

    Лития об усопших на литургии

    Когда лития совершается по заамвонной молитве (см. Служебник), тогда не бывает отпуста и не возглашается «Вечная память», но перед пением «Буди имя Господне» сразу хор поет: «Со духи праведных… В покоищи Твоем Господи… Слава: Ты еси Бог... И ныне: Едина Чистая...».

    Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.

    Хор: Господи, помилуй (трижды) и проч.

    Священник: Боже духо€в... Яко Ты еси воскресение:

    Хор: Аминь. Буди имя Господне: (трижды) и прочее последование литургии.

    Чин литии вне литургии

    Диакон: Благослови, владыко.

    Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.

    Хор: Аминь. 

    Чтец: Трисвятое по Отче наш.

    Священник: Яко Твое есть Царство:

    Хор: Аминь. Со духи праведных скончавшихся… В покоищи Твоем, Господи:

    Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…

    Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.

    Хор: Господи, помилуй (трижды). 

    Священник: Боже духов и всякия плоти:

    Хор: Аминь.

    Диакон: Премудрость.

    Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас.

    Хор: Честнейшую Херувим:

    Священник: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.

    Хор: Слава и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови.

    Священник (отпуст): Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш:

    Хор: Аминь.

    Диакон: Во блаженном успении:

    Хор: Вечная память (трижды).

    Чтение псалтири по усопшем

    В Православной Церкви издревле существует обычай чтения над телом умершего монаха и мирянина Псалтири, а архиерея и иерея — Евангелия. Чтение Псалтири, служа молитвою за усопшего, одновременно имеет целью дать утешение и назидание живым.

    Чтение Псалтири должно совершаться благоговейно, неспешно, со умилением и сокрушением сердечным.

    Чтение Псалтири совершается cразу же после совершения первой панихиды.

    Порядок чтения Псалтири следующий. Совершается седмипоклонный начал: 

    Боже, милостив буди мне грешному (или грешней) — поклон.

    Боже, очисти мя грешнаго (грешную) — поклон.

    Создавый мя, Господи, помилуй мя — поклон.

    Без числа согреших, Господи, прости мя — поклон.

    Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную) — поклон.

    Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя — поклон.

    Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче) (имя), моли Бога о мне грешнем — поклон.

    После этого читаются обычные начальные молитвы:

    Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

    Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

    Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава и ныне. Приидите, поклонимся (трижды).

    И читается первая кафизма.[10]

    Каждая кафизма делится на 3 части, или так называемых «славы» (см. Псалтирь). После каждой «славы» читается:

    Слава и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава: — и следующую молитву: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея) — имя — (поклон) и елика в житии сем яко человек согреши, Ты же яко Человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу) учини (поклон) и душе его (ея) полезное сотвори (поклон).

    Богородицe Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших (поклон).

    Примечание.

    По другой практике после каждой «славы» читается молитва: Помяни, Господи Боже наш (поминая, где следует, имя усопшего), помещенная в «Последовании по исходе души от тела» — см. в конце Псалтири.

    После заупокойной молитвы: И ныне — и далее чтение следующей «славы» кафизмы.

    По окончании каждой кафизмы читается: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва.

    Новая кафизма начинается словами: «Приидите, поклонимся…» (трижды).
     
    CatrinДата: Среда, 15.05.2013, 13:01 | Сообщение # 11
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    [1] «Богоглаголивые апостолы, — говорит св. Афанасий Великий, — освященные учители и духовные отцы… учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже доныне усиливается и распространяется». Эти годичные воспоминания (поминовения), о которых писал в IV в. св. Афанасий Великий, впоследствии превратились в так называемые Вселенские родительские субботы.

    [2] «Сорокоуст» — это ежедневное поминовение усопшего на полной литургии в течение 40 дней: на проскомидии, на специальной заупокойной ектении после Евангелия и, что особенно важно, после освящения Св. Даров, — с приношением для совершения литургии просфор, вина, елея, свеч и проч. В конце заупокойной литургии поется заупокойная лития.

    Св. отцы Церкви с особой силой и убедительностью указывали на благотворное значение для умерших принесения за них бескровной Жертвы за Божественной литургией и молитвенного поминовения их после освящения Св. Даров. «Не напрасно, — говорит св. Иоанн Златоуст, — узаконили апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза для усопших, великое благодеяние» (Беседа 3 на Флп.). О том же говорит св. Кирилл Иерусалимский (V в.): «По совершении духовной жертвы, бескровного служения… воспоминаем всех прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва».

    [3] Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14. Все молитвословия панихиды находятся в особых книжках: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Молитвословия панихиды также находятся: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1-го гласа (иногда и пред субботой 5-го гласа); б) в Псалтири в «Последовании по исходе души». Но в Октоихе и Псалтири не все помещены молитвословия, которые положено петь на панихиде. В Псалтири нет великой ектении, которая имеется в Октоихе, но в Октоихе нет 17-й кафизмы и седальна по 3-й песни. По Типикону, на панихиде не всегда бывает 17-я кафизма (обычно она бывает только на парастасе), а канон поется Октоиха текущего гласа. Чаще всего употребляется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль» или канон 8-го гласа «Воду прошед».

    [4] Первую панихиду, которая поется в доме умершего, пока он не погребен, нужно петь по особому «Последованию по исходе души», помещенному в конце Псалтири.

    [5] «Сборник решения недоуменных вопросов из пастырской практики». Киев, 1903. Вып. 1. С. 71—72.

    [6] На парастасе после Аллилуиа и тропарей поются Непорочны, разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии «Блажени непорочнии в путь» — припев: «Помяни, Господи, души раб Твоих». Между статиями — малая заупокойная ектения. На 2-й статии «Твой есмь аз, спаси мя» — припев: «Упокой, Господи, души раб Твоих».

    [7] На парастасе тропари канона читаются с двумя припевами: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (к первому тропарю) и «Упокой, Господи, души раб Твоих (или: душу раба Твоего)» — ко второму тропарю.

    [8] День поминовения православных воинов установлен также 26 апреля/9 мая определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года.

    [9] Такое начало отпуста только в Пасхальную седмицу, а с Фомина воскресения, в Радоницу и до Вознесения — начало воскресного отпуста: «Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш».

    [10] В случае чтения Евангелия над усопшим священником или архиереем начало полагается обычное: «И о сподобитися нам слышанию» и проч.

    "Литургика: Таинства и обряды."
     
    Форум » Светлая магия » Церковь, иконы, правила » Церковные правила » Поминовение усопших
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright MyCorp © 2024