Магия и Жизнь
Сегодня были
Облако тегов
Время
Календарь
Лунный календарь
Фазы Луны на RedDay.ru (Нижний Новгород)
Цитаты
Памятка
Последние темы
  • Оморочки
    12.02.2021, 15:57, Миранда
  • Ленивые вареники с манкой
    03.04.2020, 21:23, Ludo
  • Овощное рагу с капустой
    24.12.2019, 19:05, Ludo
  • Картофельная запеканка с сыром и луком
    20.08.2019, 10:09, llimdonamafide
  • В поисках счастья и любви: святые места России
    19.08.2019, 09:08, Evazoe
  • На пшено
    16.08.2019, 07:37, enikolayenkov
  • 5 рецептов чизкейка
    07.08.2019, 11:35, Qotyaa
  • Рецепт "Тефтельки американские"
    15.07.2019, 13:31, maynebrock
  • При проверке
    16.06.2019, 20:52, Catrin
  • От злого начальника
    16.06.2019, 20:49, Catrin
  • Определение негатива на человеке
    05.05.2017, 11:29, Catrin
  • Запасной выход
    04.03.2017, 22:11, Catrin
  • Тотальное уничтожение всех видов защит
    04.03.2017, 21:58, Catrin
  • Расклады на Таро. Как правильно задать вопрос?
    03.02.2017, 13:34, Catrin
  • Три рассорки и скандал
    15.12.2016, 16:44, Catrin
  • Сильная молитва от зла, порчи, врагов
    25.08.2016, 12:36, Catrin
  • Став "Разгон" Денежные премии!!!
    23.05.2016, 23:43, Catrin
  • Пусть деньги...
    23.05.2016, 23:41, Catrin
  • Keshtiran (Излом)
    23.05.2016, 23:31, Catrin
  • SKRÆDA (волшебная палочка)
    23.05.2016, 23:28, Catrin
  • Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика поисковое продвижение сайта водяной теплый пол
     Последняя руна старшего футарка: *dagaR или *oþila? - Форум
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум » Руны » Общая информация, значения, правила, руны других народов » Теория » Последняя руна старшего футарка: *dagaR или *oþila?
    Последняя руна старшего футарка: *dagaR или *oþila?
    CatrinДата: Воскресенье, 19.05.2013, 01:11 | Сообщение # 1
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    Вопрос о том, какая руна является последней в старшем футарке, в популярной рунике является дискуссионным, поскольку порядок был во многом идеализирован и возведён даже в некий математический абсолют, выразившийся в попытке символически толковать руны, исходя из их последовательности.

    Основное положение таких построений, – обращение к самой ранней находке с полным футарком, – ущербно в своей сущности, поскольку трактует старший футарк как нечто неизменное и не учитывает очевидного факта эволюции древнесеверной письменности, свойственной любой системе письменности в принципе.

    Вместе с тем, даже без учёта этой прорехи в построениях сами надписи слишком противоречивы как в отношении начертания рун, так и в отношении их порядка, чтобы однозначно говорить о том, какой именно знак точно стоит последним. Об этих недостатка и проблемах датировки кратко идёт речь ниже.

    Датировка надписей не должна восприниматься как нечто непогрешимое и абсолютно верное. Археологическая датировка рунных камней традиционно затруднена, поэтому привлекаются методы лингвистического анализа. Археологически датировку Кюльверовского камня связывают с погребением, рядом с которым он был обнаружен. Была ли непосредственная связь камня с погребением, достоверно неизвестно, что делает неясным, был ли камень поставлен вместе с ним (т.е. в V в.) или позже. Остров Готланд, где расположено поселение Кюльвера, исторически богат на всевозможные находки рунических объектов и клады: там находили даже захоронения брактеат вместе с римскими монетами, датируемыми I в. н.э. Последний же клад – захоронение серебряных монет – был найден в этом (2007) году. Рунолог Э.Мольтке называл в качестве даты надписи 400 г. Позже временной анклав был расширен до первой половины V в.

    Сейчас камень из Кюльвера археологически датируется временем между 350 г и 475 г., рунологически – второй четвертью V в. (Мельникова Е.А. Скандинавские рунические надписи. М., 2001. С. 7). На Кюльверовском камне использованы отражённые руны (*ansuR, *berkana), *perð предшествует *ïhwaR, а вся надпись оканчивается «ёлочкой».

    Два (а, точнее, три) другие экземпляра, брактеаты из Vadstena и Motala (копия первой), Эстеръётланд, и Grumpan, Вестеръётланд, Швеция, датируются первой половиной VI в. Из графических «нареканий» к брактеате из Grumpan на роль эталона можно назвать отсутствие в конце второго атта рун *algiR и *sowilo, схожесть начертания *ingwaR и *algiR, аномальное начертание *perð, а также неразличимость начертаний рун *dagaR и *mannaR. *dagaR расположена чётко последней. Прочтение ряда по Э.А.Макаеву (Язык древнейших рунических надписей. М., 2002. С. 109): fuþarkgw . . . hnijẹp--tbemlŋod. Другое вероятное преимущество надписи в том, что старший футарк – это единственная надпись на брактеате, тогда как на брактеате из Вадстены и камне из Кюльвера есть дополнительные надписи.

    Брактеата из Вадстены не содержит руны *dagaR в принципе либо она размещена под ушком, хотя ни с лицевой, ни с обратной стороны соответствующий знак не просматривается. При транскрибировании надписи его обычно добавляют в скобках, подразумевая его наличие (например, Brate E. Sverges Runinskrifter. Stockholm, 1922. B. 11) по аналогии с брактеатой из Grumpan. Высокий уровень изготовления этой брактеаты делает предположение, что руна просто не уместилась, неприемлемым. Возможно, руна была намерено скрыта или пропущена. Также вместо ожидаемого *perð после ïhwaz стоит *berkana. Порядок рун таков: fuþarkgw:hnijïbzs:tbemlŋo(d).
     
    CatrinДата: Воскресенье, 19.05.2013, 01:11 | Сообщение # 2
    Генералиссимус
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 7574
    Статус: Оффлайн
    Содержащие значительную часть порядка старшего футарка надпись на фибуле из Charnay и надпись из церкви в Breza дают представление о порядке только до руны *mannaR. Находки датируются 550–600 гг. и 540–567 гг. соответственно. Порядок до *nauðiR фиксирует и брактеата из Linkær (хотя и с большими искажениями). Однако эти надписи, вкупе с брактеатами из Vadstena и Grumpan, а также Кюльверовским камнем, свидетельствуют о том, что к IV в. общая последовательно рун в футарке была устойчива. Невозможно предположить, что надписи являются различными «ветвями» старшерунической традиции, поскольку Кюльверовский камень и брактеаты из Vadstena и Grumpan были найдены на территории Швеции (ранние находки старшерунических надписей обнаруживены, в основном, на территории Дании). Также все три находки являются примерами раннего использования руны *ïhwaz, поскольку в древнескандинавских и готских надписях до 400 г. она, вообще, не встречается, и единственного использования ромбовидной и квадратной формы руны *ingwaR. Помимо прочего, это две брактеаты – примеры первого деления ряда на атты.

    Следует также иметь ввиду, что унаследованная из старшего футарка традиция англо-фризских рун наследует порядок, где *dagaR предшествует *oþila, что говорит в пользу такого порядка как общей традиции к моменту разделения языков VII–VIII вв.

    Учитывая, что положение *dagaR перед *oþila встречается на Кюльверовском камне, самой ранней находке полного футарка, а также наследуется в англо-фризский футарк на закате старшерунической традиции, наиболее вероятно, что именно такой порядок был свойственнен старшеруническому ряду. В этом случае отсутствие *dagaR на брактеате из Вадстены объясняется пропуском руны, а порядок на брактеате из Grumpan объясняется ошибкой мастера, дополняющей и без того пространный перечень отмеченных выше «нареканий». Таким образом, старшерунический порядок следования руны *dagaR перед *oþila сложился не позднее IV в.
     
    Форум » Руны » Общая информация, значения, правила, руны других народов » Теория » Последняя руна старшего футарка: *dagaR или *oþila?
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright MyCorp © 2024