Магия и Жизнь
Сегодня были
Облако тегов
Время
Календарь
Лунный календарь
Фазы Луны на RedDay.ru (Нижний Новгород)
Цитаты
Памятка
Последние темы
  • Оморочки
    12.02.2021, 15:57, Миранда
  • Ленивые вареники с манкой
    03.04.2020, 21:23, Ludo
  • Овощное рагу с капустой
    24.12.2019, 19:05, Ludo
  • Картофельная запеканка с сыром и луком
    20.08.2019, 10:09, llimdonamafide
  • В поисках счастья и любви: святые места России
    19.08.2019, 09:08, Evazoe
  • На пшено
    16.08.2019, 07:37, enikolayenkov
  • 5 рецептов чизкейка
    07.08.2019, 11:35, Qotyaa
  • Рецепт "Тефтельки американские"
    15.07.2019, 13:31, maynebrock
  • При проверке
    16.06.2019, 20:52, Catrin
  • От злого начальника
    16.06.2019, 20:49, Catrin
  • Определение негатива на человеке
    05.05.2017, 11:29, Catrin
  • Запасной выход
    04.03.2017, 22:11, Catrin
  • Тотальное уничтожение всех видов защит
    04.03.2017, 21:58, Catrin
  • Расклады на Таро. Как правильно задать вопрос?
    03.02.2017, 13:34, Catrin
  • Три рассорки и скандал
    15.12.2016, 16:44, Catrin
  • Сильная молитва от зла, порчи, врагов
    25.08.2016, 12:36, Catrin
  • Став "Разгон" Денежные премии!!!
    23.05.2016, 23:43, Catrin
  • Пусть деньги...
    23.05.2016, 23:41, Catrin
  • Keshtiran (Излом)
    23.05.2016, 23:31, Catrin
  • SKRÆDA (волшебная палочка)
    23.05.2016, 23:28, Catrin
  • Статистика
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика поисковое продвижение сайта водяной теплый пол
     Великий пост - Форум
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Форум » Теория » Магический календарь, приметы, суеверия » Календарь » Великий пост
    Великий пост
    SvoiДата: Суббота, 23.02.2013, 00:49 | Сообщение # 1
    Группа: Удаленные





    Великий Пост - установленный церковью семинедельный период строгого воздержания, покаяния и молитвы, время духовного совершенствования. Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего. 

    Великий Пост состоит из Святой Четыредесятницы - 40 дней, посвященных памяти молитвенного поста Иисуса Христа во время его пребывания в пустыне, Лазаревой субботы (памяти воскрешения Христом Лазаря), Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) и шести дней Страстной недели. Особенно важными в народе считались начало, середина и конец поста (первая, четвертая и седьмая недели). Начало тяготело к Масленице и было связано с идеей очищения от масленичного разгула. Середина отмечалась как приближение Пасхи. Обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья - Пост - и периодом возрождения и обновления жизни и природы - Пасха. 

    На время Великого Поста приходились многочисленные обряды кликания весны, подготовки и проведения пахоты и сева. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг (Средокрестие) на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. 

    Особенностью великопостного богослужения в церкви является следующее: по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии, т.е. торжественной службы, служатся только часы (повседневные службы исполняемые в "1", "3", "6" и "9" часы по древнему палестинскому времяисчислению, по которому "1" утренний час соответствует нашим 7 часам); в среды и пятницы совершается Литургия Преждеосвящения даров, менее торжественная, чем обычная; поются и читаются особые великопостные песнопения и молитвы, говорящие о смирении и раскаянии; кроме того во время великопостных служб больше чтения, чем пения, часто предписываются земные поклоны; в храме зажигается малое количество светильников, служба идет в полумраке; все священные облачения (как на священниках, так и на иконах и аналоях) траурные - темные, лиловые. 

    В жизни русской деревни Великий Пост был особым временем. С его началом менялся привычный ход жизни и внешний облик деревни. Крестьяне надевали скромную, траурную, одежду; прекращались молодежные посиделки, запрещались гуляния; пение песен, игра на музыкальных инструментах считались грехом; не было свадеб, гощений и больших празднований. Даже похороны проводились скромнее. У старообрядцев Сибири на поминальный стол ставили не более трех блюд, в том числе оладьи, при приготовлении которых сковороду мазали не маслом, а огарком свечи. 

    Регламентировалась жизнь каждой крестьянской семьи. Вводились строгие ограничения в пище: скоромного - мяса, рыбы, молока, яиц и т.п. - не давали даже маленьким детям и больным. В некоторых старообрядческих селах в дни Великого Поста матери уменьшали дозу кормления грудных детей, подкармливая их постной "жеванкой" или "тюрей" - разжеванным хлебом. Повсеместно крестьяне верили, что грех за употребление скоромного - молока - ложится не на младенца, а на его мать, поэтому крестьянки старались кормить ребенка грудью не более пяти - шести постов. Нарушение поста считалось не только страшным грехом, но и могло повлечь за собой божественное наказание: болезнь или травму. Основой каждодневного пищевого рациона были ржаной хлеб, щи, каши на постном масле, репа, картофель, соления, кисели, квас, моченые ягоды и т.д., при этом наиболее верующие ели только два раза в день, а по средам, пятницам и на последней неделе поста - один раз, и то, только хлеб с водой. Во многих местах в течение всего поста или в наиболее чтимые его дни запрещалось есть растительное масло, а старообрядцы также считали грехом употребление чая и сахара.
     
    SvoiДата: Суббота, 23.02.2013, 00:49 | Сообщение # 2
    Группа: Удаленные





    Строгий запрет налагался церковью на супружеские отношения. По народным представлениям, муж не должен был спать с женой в период поста еще и потому, что от этого могли родиться больные или малоумные дети. За соблюдением запрета следили священники, часто налагавшие епитимью на того хозяина, в чьей семье в начале зимы появлялся на свет ребенок, зачатие которого, за вычетом девять месяцев из даты рождения, приходилось на период Поста. 

    Непременным атрибутом постного времени было хождение в церковь к исповеди, но, зачастую, крестьяне исповедовались в течение поста только два раза: на первой неделе и на последней перед Пасхой, Страстной неделе, вторая исповедь считалась наиболее важной. Особенно тщательное соблюдение таких церковных предписаний постного времени, как покаяние, забота о душе, хождение на богомолье к святым местам, долгие молитвы и особенно строгий пост, приходилось на долю стариков, по своему статусу приближенных к Богу, ожидавших скорого свидания с Ним после смерти, и людей "заветнувшихся", т.е. давших обет по случаю какой-нибудь болезни или несчастья. 

    Великий Пост являлся важным хозяйственным периодом, на него обычно приходилось начало нового хозяйственного сезона, подготовка и проведение земледельческих работ - сева и пахоты. С началом поста женщины садились за кросна, сначала ткали, а затем белили холсты, которыми за пост надо было запастись на весь будущий год. Мужчины занимались заготовкой дров и леса для построек, витьем веревок, починкой сельскохозяйственного инвентаря, ограждений вокруг полей и выгонов и т.п. 

    Первая неделя Поста называется неделей Православия. На протяжении ее верующие строгим постом, посещением церковных служб и сосредоточением в молитвах подготавливают себя к исповеди и причастию. С понедельника и последующие четыре дня в церкви читается покаянный канон Андрея Критского, состоящий из длинных покаянных стихов, на каждый из которых поется: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" (мефимоны). 

    До революции в городах на первой неделе школьники не учились, посещая каждый день церковь. Многие крестьяне в начале поста отправлялись на богомолье к святым местам. В пятницу первой недели на литургии после заамвонной молитвы священником благословлялось "коливо" - кушание из риса с сахаром и сладкими фруктами. Это делалось, по церковному поверию, в память св. великомученника Феодора Тирона, который, явившись во сне константинопольскому епископу, предостерег христиан от вкушения в этот день пищи, окропленной по повелению императора Юлиана Богоотступника идоложертвенной кровью. 

    В этот день крестьяне южнорусских губерний освящали в церкви мед -"кутью", а в субботу пекли блины и ели их с освященным медом и маслом. Кутья и блины являются поминальным блюдом (в церкви субботы первых четырех неделей Великого Поста считаются днями поминовения умерших) и в тоже время были последним отголоском прошедшей Масленицы (см. Тужилки по Масленице). Подобное значение могут иметь и охоты, приуроченные в Тульской губ. к воскресенью первой недели Поста, а также устраивавшиеся в этот день во многих местах торги и ярмарки. В первой половине 19 в. в Туле в конце первой недели устраивались кулачные бои, которые были запрещены специальным повелением губернатора, в конце века на их место заступили первые весенние гусиные и собачьи бой.
     
    SvoiДата: Суббота, 23.02.2013, 00:50 | Сообщение # 3
    Группа: Удаленные





    В воскресенье, которое называется Феодоровым (в память Феодора Тирона) и "Соборным", в церквях отмечается "торжество православия" (давшее название всей неделе). Порядок богослужения (чин) торжества православия был узаконен в Византии в IX в. в честь победы над иконоборческой ересью и восстановления почитания святых икон. Русская православная церковь праздновала Соборное воскресенье как победу слова Христова и утверждение христианства среди славян. Перед литургией устраивался специальный молебен об обращении всех отступивших от православия и соблюдении в нем всех верующих, а также провозглашалась анафема (отлучение от церкви) врагам православия; в завершение священнослужители и верующие молились о здравии царской фамилии и всех живых христиан и об упокоении и вечной памяти всех умерших. 

    До революции для совершения этого молебна все духовенство города собиралось в главный собор. По народной этимологии, от этого воскресенье и получило название "Соборное" или "Сборное". В Московской губ. его отмечали еще и тем, что выпекали особый "сборный" хлеб, смешивая ржаную, овсяную и ячменную муку. 

    В 17 в. в Москве при исполнении богослужения Торжества православия совершался перенос наиболее почитаемых икон из всех церквей и монастырей столицы в Успенский собор. На Соборной площади Кремля собиралось все высшее духовенство. Тем временем царь в сопровождении бояр обходил с крестным ходом все кремлевские церкви и соборы. Когда процессия приближалась к Успенскому собору, царю навстречу выходил патриарх, благословлявший пришедших и приглашавший их в собор. Хор начинал петь "многие лета" царю, на колокольне Ивана Великого ударял колокол, все церкви Москвы отвечали ему перезвоном, заслышав которой многочисленные крестные ходы из кремлевских храмов начинали стекаться к Успенскому собору. Чин православия служил сам патриарх. Во время службы, при упоминании имени того или иного святого, икону с его изображением выносили из алтаря и подносили для целования патриарху и царю. В завершение службы патриарх выходил к западным дверям собора, где священнослужители из других церквей с иконами в руках выстраивались в кругу. Патриарх кадил иконы и целовал каждую их них, после чего святыни разносили по церквям. В этот же день иконы омывали святой водой и губкой и возлагали на них чистые "одежды" - полотенца. Данный богослужебный чин был известен на Руси с XI в., в царствование Петра I он был значительно урезан и упрощен, а в 1767 году его окончательно отменили, заменив молебном, описанным выше.
     
    SvoiДата: Суббота, 23.02.2013, 00:50 | Сообщение # 4
    Группа: Удаленные





    Вторая и третья неделя не считались особенно важными и не были отмечены обрядами, третья даже называлась в народе "Безымянной" (по церковному календарю она начинается с воскресенья св. Григория Паламы). В субботы, приходящиеся на 2, 3 и 4 неделе, признавались церковью как родительские, предназначенные для поминовения умерших. Пятница на третьей неделе в некоторых места получила название "обжорной": в Буйском у. Костромской губ. зять в этот день приглашал тестя с тещей на угощение: кисель с конопляным маслом. 

    На четвертую неделю приходится середина сорокадневного поста, что предопределило ее особое значение. В ночь на воскресенье, которое ей предшествует, на всенощной после великого славословия из алтаря через царские врата выносят запрестольный крест. Его кладут на аналой посреди церкви и оставляют лежать до пятницы для поклонения верующих. Поэтому неделя называлась "Крестопоклонной". Данное действие совершается, как его поясняет церковь, чтобы напомнить верующим о страданиях и смерти Христа и укрепить постящихся к продолжению поста. Так как середина Великого Поста приходится на среду, народ дал ей и другое название четвертой неделе - "Средокрестная" (см. Средокрестие). 

    Пятая неделя - Похвальная. В четверг в церкви на утрене совершается так называемое стояние в честь св. Марии Египетской: прочитывается весь покаянный канон св. Андрея Крицкого и канон в честь св. преподобной Марии Египетской, которая была раскаявшейся великой грешницей. Делается это для того, чтобы указать грешникам пример покаяния. В субботу этой недели церковью установлено моление к Пресвятой Богородице, называемое акафистом или похвалою, от которого неделя и получила свое название. Похвала была установлена византийской церковью в благодарность Богородице за неоднократное спасение ею Константинополя от врагов (первое из которых состоялось на пятой неделе Поста). Кроме того, назначение акафиста в утверждении надежды кающихся на небесную Заступницу, Пресвятую Богородицу. 

    Народная этимология связывала название недели - "похвальная" - с явлениями совершенно другого порядка. Пятая неделя поста совпадала с началом весны, признаки и проявления которой зорко подмечали крестьяне и говорили: "На похвальной неделе сорока яйцом похваляется". 

    Шестая неделя, Неделя ваий или Вербная, в пятницу которой заканчивается Четыредесятница, предшествовала празднику Вход Господен в Иерусалим, название неделе дал обычай в этот день освящать в церкви ветки вербы (см. Вербное воскресенье). 

    Седьмая, последняя неделя Великого Поста называется Страстной, и является отдельным наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа, его пленения и распятия (см. Страстная неделя); следующее за ней воскресенье - Пасха.
     
    Форум » Теория » Магический календарь, приметы, суеверия » Календарь » Великий пост
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright MyCorp © 2024